Улыбка по-кошачьи

Забота о здоровье зубов и десен домашних животных — не менее важный аспект качества их жизни, чем питание или вакцинация. Поэтому периодическое посещение стоматолога для кошек — такая же неотъемлемая часть общего ухода, как и любые другие ветеринарные осмотры. Помимо риска развития стоматологических заболеваний, животные не застрахованы от механических повреждений зубов и десен.

Диагностировать проблему самостоятельно зачастую бывает очень сложно — как и любое животное, кошки не могут рассказать о беспокоящей их боли. Любое заболевание лучше предупредить, чем лечить. И на это в том числе нацелены профилактические осмотры у ветеринарного стоматолога. Чем раньше животное привыкнет к такого рода манипуляциям, тем лучше. Это не только станет залогом здоровья и благополучия питомца, но и избавит его хозяина от лишней головной боли.

Зачем кошкам стоматолог

Один из самых распространенных вопросов, которые задают себе владельцы хвостатых мурлык — зачем вообще нужен ветеринарный стоматолог. Особый скепсис в этом вопросе проявляют сторонники мнения “не болит — лечить не надо”. Если питомцу повезло родиться со здоровыми, крепкими зубами, и за всю свою жизнь он ни разу не столкнулся с проблемами ротовой полости — за него можно только порадоваться. Но такие привилегии от природы встречаются далеко не всегда. В большинстве случаев единственно действенным способом снизить риск развития стоматологических патологий выступает качественная гигиена.

Образование зубного налета — явление такое же естественное для кошек, как и для людей. Остатки пищи, микроорганизмы, продукты распада, которые скапливаются на эмали, требуют постоянного и качественного удаления. В противном случае налет превращается в зубной камень — затвердевшее образование на коронковой и придесневой части зуба, в недрах которого развиваются бактериальные, а следом воспалительные процессы.

Зубной камень опасен еще и тем, что на его фоне в разы возрастает риск развития серьезных патологий зубов и десен — гингивита, пародонтита, периодонтита. И если избавиться от мягкого налета в домашних условиях еще возможно, то удаление зубного камня кошке может провести только ветстоматолог, используя профессиональное оборудование и препараты.

Лечение зубов кошке может потребоваться не всегда, но санация полости рта рекомендована на регулярной основе. Это позволит в разы снизить риск развития патологических процессов и избавит питомца от многих проблем — от неприятного запаха изо рта до потери зубов.

Процедура не сопряжена с каким-либо дискомфортом для животного и включает в себя несколько этапов:

• ультразвуковую чистку;
  • шлифовку;
  • укрепление зубов специальными составами.

Как правило, санация проводится под наркозом, что исключает любые стрессы для животного.

Болезни зубов у кошек

Лечение зубов кошке — вторая причина обращения к ветеринарному стоматологу. Все проблемы, с которыми владельцы кошек обращаются за помощью к специалисту, можно поделить на три группы — травмы, патологии развития, болезни тканей зуба и пародонта. Существует несколько факторов риска, влияющих на развитие стоматологических проблем у животных. К ним относятся особенности породы, наследственность, неправильный рацион, механические повреждения.

В списке наиболее распространенных манипуляций, которые реализует стоматолог для кошек в процессе лечения:

• пломбирование;
  • исправление прикуса;
  • протезирование;
  • удаление зубов

Как правило, к удалению зубов у кошки прибегают в качестве крайней меры, когда альтернативные методики показали свою несостоятельность. Но кроме наличия травмированных и не поддающихся лечению резцов, удаление зубов у кошек может быть продиктовано медицинскими показаниями. Среди них:

• наличие невыпавших молочных резцов;
  • скученность зубов, препятствующая проведению гигиены и вызывающая воспалительные процессы;
  • аномальное расположение молочных или постоянных зубов, травмирующих мягкие ткани.

Как и большинство типов стоматологических манипуляций, удаление зубов у кошек проводится под общим наркозом, что избавляет животное от боли и стресса.

Рассмотрим основные болезни зубов и десен, которым подвержены кошки различных пород.

Инородные тела в ротовой полости

Если меню питомца состоит не исключительно из кошачьего корма, существует риск, что обломки рыбьих и птичьих костей могут застревать между зубами, причиняя животному боль и дискомфорт. Найти “опасную закуску” питомец может и самостоятельно — например, вытащить лакомство из мусорного ведра. Пытаться удалить инородное тело из пасти самостоятельно не рекомендуется. Лучше сразу обратиться за помощью к ветеринарному стоматологу.

Одонтокластическая резорбция зубов

Заболевание, при котором происходит разрушение тканей зуба с образованием полостей. Консервативное лечение в данном случае невозможно. Зубы, подвергшиеся значительной резорбции, необходимо удалять.

Гингивит

Воспаление мягких тканей — десен. Может возникать как симптом хронических вирусных заболеваний или вследствие раздражения тканей десны зубным налетом. На начальной стадии гингивит не сопряжен с серьезными болевыми ощущениями — животное может чувствовать дискомфорт во время игры или приема пищи. По мере развития заболевания усиливается и симптоматика — воспаление становится интенсивным, отечные десны начинают болеть и кровоточить.

Иногда у молодых кошек в период смены зубов может возникать ювенильный гингивит. Его главными симптомами является покраснение, гипертрофия или гиперплазия десен. В большинстве случаев заболевание проходит вместе со сменой резцов и не требует какого-либо вмешательства.

Пародонтит

Воспаление окружающих тканей зуба (пародонта) с разрушением его связочного аппарата. При пародонтите зубы покрываются темным плотным налетом, могут шататься, оголяется их корень. При осложнениях может вызвать абсцесс, свищи, периостит.

Стоматит

Воспаление слизистой оболочки ротовой полости. Может возникать при вирусных инфекциях или травматизации сломанными зубами.

Тревожные симптомы

Как понять, что кошке необходима стоматологическая помощь? На это может указывать ряд изменений в поведении, а также внешних особенностей питомца:

• галитоз — неприятный запах из пасти;
  • сильное слюнотечение;
  • изменение поведения во время приема пищи (отсутствие аппетита, попытка потрогать пасть лапой, сильное мяуканье); кровоточивость десен;
  • изменение цвета резцов;
  • изменение формы морды — появление припухлостей, отеков, асимметричность.

Если кошка спокойная, она позволит хозяину осмотреть пасть на предмет наличия в ней инородных тел или механических повреждений. Все дальнейшие манипуляции должен проводить стоматолог для кошек.

Если вы хотите защитить питомца от проблем с зубами и деснами, обратитесь к специалистам клиники one:vet в Москве. Мы предлагаем полный спектр стоматологических услуг, гарантируем высокое качество обслуживания с учетом всех особенностей ветеринарной стоматологии. Наши врачи знают, как найти подход к любому, даже самому взволнованному пациенту. Доверьте здоровье и благополучие вашего любимца профессионалам. Запишитесь на консультацию и получите всю необходимую информацию.